Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар

МАОУ гимназия № 25 имени Героя Советского Союза Петра Гаврилова

350020, Краснодар, ул. Рашпилевская, 134 адрес

email: school25@kubannet.ru mail

тел: 255-02-61 факс: 255-02-61 телефон

  

Главное меню

Год педагога и наставника

 

 

Вход на сайт

Пушкинская карта

снижение документационной нагрузки педагогов

Библиотечный творческий проект

Тематические индивидуально-творческие
мини-проекты учащихся в рамках библиотечного проекта
по реализации системы работы ОО
по пропаганде чтения среди школьников

 

 

Комфортная среда школьной библиотеки

Библиотека – это одно из главных мест в школе, место, где детей и подростков можно не только научить любить и уважать книгу, но и уважать друг друга. В школьной библиотеке читатели-учащиеся так или иначе предоставлены наблюдению библиотекаря и определенному влиянию с его стороны. Учащиеся бывают здесь во время перемены, проводят время в ожидании кружка или урока, родителей. Некоторые делают в это время домашнюю работу, некоторые ничего не делают. Они могут и не любить читать, им просто некуда деться. И организовать их досуг для их же пользы и удовольствия – дело важное. Но для этого необходима гостеприимная и благоприятная среда.

 

 
     Среда, частью которой будут не только книги, отвечающие разным интересам и потребностям, ЭОР, компьютерная техника, Интернет, удобная мебель и тишина, но и творческие работы (в том или ином виде) самих читателей библиотеки. Да, хорошо, если эти работы используются в оформлении интерьера библиотеки. Ребенка будет тянуть сюда, потому что здесь уже есть часть его самого, знающего, умного, умеющего что-то делать, что-то творить. Тогда ему захочется привести сюда одноклассников, родителей, друзей. Да и другие читатели увидят его работы и тоже захотят сотворить что-то похожее, а может и лучше. А как же книга? Чтение? А книга случится сама собой, все равно попадет под руку, так или иначе. А может и не случится. Это неважно, как это ни странно звучит. Потому что ребенок или подросток будет комфортно чувствовать себя в библиотеке – это важно. Естественно, соблюдая определенные правила.
 
 
     
 
    
      Комфортная среда школьной библиотеки позволит читателям чувствовать себя спокойнее и увереннее и в решении учебных, общественных и личностных задач самого разного содержания и масштаба. Такой настрой будет благоприятствовать желанию ребенка и подростка делиться своими умениями и  интересами с окружающими, в том числе с другими читателями библиотеки. Это сотрудничество читателей (независимо от возраста и пола) не только способствует поддержанию дружелюбной, творческой атмосферы, но и решает проблему индивидуального обслуживания при большой загруженности библиотекаря.

Самообслуживание в школьной библиотеке никто не отменял. И опять-таки сами читатели приходят здесь на помощь друг другу, уже заочно, создавая самостоятельно или с помощью библиотекаря, родителей, друзей различные формы рекомендательной библиографии: буклеты, закладки, поздравительные открытки книгам-юбилярам и т.д. Эти указатели могут быть частью оформления книжной выставки или самостоятельно оформлять отдельные издания (к книгам-юбилярам, например).

 

Тематический индивидуально-творческий мини-проект

 

Творческий библиографический, или биобиблиографический, иллюстрированный или дополненный каким-либо другим  информационным, развлекательным, познавательным материалом рекомендательный указатель может стать частью или самостоятельным тематическим индивидуально-творческим читательским мини-проектом в рамках творческого библиотечного проекта по реализации системы работы общеобразовательной организации по пропаганде чтения среди школьников.

Во время библиотечных занятий самой разной тематики учащиеся могут работать над созданием подобного мини-проекта, осуществляя одновременно исследовательскую и  познавательную деятельность, при этом реализуя свои творческие способности, а также знания и умения (создание рисунков, аппликаций, кроссвордов, викторин, головоломок, игр, литературных текстов в поэтической и прозаической форме и т.д.). Результатом мини-проекта может стать брошюра «Звездный час человечества» с тематическим кроссвордом и иллюстрированным рекомендательным списком (одноименная игра-экскурс в мир науки и техники), или поздравительная открытка-рассказ о самом близком и родном человеке «От чистого сердца простыми словами» (одноименный литературно-творческий урок-праздник), или памяткой-игрой «Волшебные слова и добрые поступки» (одноименный урок этики и этикета от литературных героев). Здоровый образ жизни – как семейная ценность – может стать содержанием буклета с семейной игрой-анкетой по стихотворению детского кубанского поэта Владимира Нестеренко «Наш друг – спорт» (Час полезной информации со слайд-викториной «Если хочешь быть здоров»). На проведение совместного семейного досуга с книгой нацелены также и художественные задачки со сказочными героями (игры-путешествия «Посвящение в читатели», «По сказкам и странам мира», «Путешествие на Паровозике Азбука в страну Знаний»).

 Итак, тематический индивидуально-творческий мини-проект читателя школьной библиотеки в рамках творческого библиотечного проекта по реализации системы работы общеобразовательной организации по пропаганде чтения среди школьников. Не первый год используя в работе собственную авторскую программу для младших школьников «Планета знаний» (Куценко, Л.А. Программа библиотечного кружка «Планета знаний» для учащихся начальной школы / Л.А.Куценко // Педагогический вестник Кубани. – 2013. -№1,2.), мы распространили ее применение на всю начальную школу, с первого по четвертый класс. В пояснительной записке к программе указывается, что она «предусматривает приобщение детей к систематическому чтению, помощь в овладении предметами школьной программы, обучению библиотечно-библиографической грамотности». Систематическое чтение ребенка и подростка (работе с подростками посвящен проект «Через чтение к творческому общению»: социально-библиотечный проект по развитию личности подростка посредством приобщения к чтению и создания условий для возможности удовлетворения потребности общения, созидания, исследования и проявления творчества») требует от организатора чтения не только породить интерес к чтению, но и поддерживать этот интерес, развивая его и укрепляя. Каким образом? Занимательными, необычными, оригинальными формами работы. В современном, так быстро меняющемся мире ребенок и подросток идет за ярким и привлекательным. К сожалению, это яркое и привлекательное не всегда может дать ему понятие об истинных ценностях: сопереживании, толерантности, милосердии, духовности и т.д. Это задача семьи и школы, которые прививают ребенку потребность в этих самых истинных ценностях. Потребность не только быть любимым, но и любить. «Любить, -  значит, знать, понимать, уважать» (Э.Фромм). Именно этому призвана научить ребенка семья и школа. Через беседу, книгу, учебную или художественную, дело. Учебная и общественная деятельность, которая требуется для закрепления полученных знаний и навыков, должна поддерживать интерес ребенка и подростка к занятиям. Участие в оформлении тематических выставок, создание различных видов рекомендательных указателей, электронных тематических презентаций, памятки и закладки о культуре чтения и т.д. Помощь в создании тематического индивидуально-творческого мини-проекта – одна из форм работы школьной библиотеки в этом направлении.

Для работы над мини-проектом учащимся может потребоваться больше времени, чем одно занятие. Как правило, заранее планируется: на какое количество занятий рассчитано выполнение мини-проекта. Все зависит от возраста автора проекта, а также от цели и задачи самого проекта. Учащиеся 1-2 классов пока готовятся к самостоятельным мини-проектам и являются больше «пассивными» его участниками. Они работают с заданиями, больше направленными на «узнать», «вспомнить», «нарисовать», нежели «задать» и «придумать». Но и они могут стать авторами проектов, в которых присутствуют элементы опроса или теста, изначально предполагающих участие взрослых  членов семьи, которые совместно с детьми могут закончить или разнообразить мини-проект. Таким образом, данный проект будет еще и отчасти семейным, что позволяет говорить уже о семейном чтении и воспитании. Это совместное времяпровождение способствует еще большей вовлеченности ребенка в работу над проектом, научит не только индивидуальной, но и коллективной работе.

Учащиеся 3-4 классов могут стать «активными» участниками мини-проекта. Создание тематических кроссвордов, разработка викторин по творчеству писателей, создание проектов детских журналов, разработка игр с несложными правилами – формы работы для этой возрастной группы. Придуманные задачи и тесты могут стать заданием как для родителей, так и для этой же возрастной категории и использоваться уже как «авторские» разработки на последующих занятиях. Для работы над подобными мини-проектами может потребоваться чуть больше времени. Но закончить его необходимо до начала следующей темы, иначе интерес к работе ослабнет, и проект останется незаконченным.

Чтобы работа над мини-проектами имела для учащегося смысл и практическую значимость, необходимо очень тщательно планировать тему и примерное содержание проекта, а также подбор источников информации: справочников, словарей, научно-популярной и художественной литературы, детских журналов и т.д.). Темы мини-проектов могут иметь одноименные названия с планируемыми библиотечным или общешкольными мероприятиями, и в итоге выставка готовых работ может стать логическим завершением предметных недель в школе, Недели детской и юношеской книги, Месяца военно-патриотической работы и т.д.

  В рамках проведения Года литературы был разработан и проводится урок-анкета о чтении и книгах. В качестве ученического мини-проекта учащимся был предложен дневник-анкета «Книжные истории», имеющий целью посредством  условного анализа выполненных учащимися творческих заданий проанализировать их отношение к книге и чтению. Не строгая анкета или тест, а доверительная атмосфера детского рисунка в качестве ответа на вопрос о культуре чтения, домашней, школьной или детской библиотеке, любимой книги и литературных героях. Не навязанное, а свободное, самостоятельное  выражение взаимоотношений с книгой и библиотекарем  – другом, учителем, помощником. Работа над данным мини-проектом рассчитана на несколько занятий и может вестись параллельно с проводящимися мероприятиями, особенно, если эти мероприятия связаны с творчеством писателей-юбиляров или книг-юбиляров, а также творчеством иллюстраторов детских книг. В данном случае учащиеся могут фиксировать новую информацию (фамилий, названия или другие данные) и использовать записи в дневнике-альбоме как рекомендательный материал уже для себя.

Учителя (классные руководители, предметники) могут планировать работу со школьной библиотекой согласно годовому и месячному плану библиотеки (которые составляются с учетом календаря знаменательных дат, событий, праздников, а также юбилеев выдающихся деятелей культуры, литературы, науки и искусства) и собственной кружковой или внеурочной работой, а также тематическим классным часам. Для согласования времени и дня проведения библиотечного занятия составляется примерный месячный график, доступный всем участникам образовательного процесса (информационный стенд библиотеки, учительская). (см. Приложение).

 

Библиотечные занятия 2014-2015г. Скачать

Библиотечные занятия 2015-2016г. Скачать